Пархомовка
Под Киевом находится церковь, к которой приложил руку великий Николай Рерих
Храм Покрова Пресвятой Богородицы -- своеобразный синтез готики, азиатских архитектурных традиций и языческих культовых форм. Недавно жители Пархомовки праздновали столетие своего знаменитого храма, символизирующего единство религий как восхождение на одну и ту же гору, только с разных сторон.
Автору довелось пережить подобный восторг при виде церкви Notre-Dame de Toute Grace, Богоматери Всех Благодатей, что в Французских Альпах. Росписи и оформление делали модернисты Матисс и Шагал. Художники-бунтари позволили себе вольно смешать все стили, нарушив канонические линии и краски, создав поистине необычную гармонию цвета и форм. Но Пархомовская церковь -- это не авангардный изыск новаторов. Это отражение вселенской мудрости, которая выльется позднее в рериховской Живой Этике. В росписи вплетаются и языческие мотивы, и античный мир, и византийский стиль, и кусочки Средневековья.
Благо, церковь сохранила простор. И хотя неподалеку расположились объекты сельского быта, это не мешает восприятию ее как архитектурного шедевра. Церковь создана в стиле неороссийского модерна, она гармонично соединена с 50-метровой колокольней и лаконичной часовней Святого Виктора. Храмовый двор, где еще растут столетние пирамидальные дубы, окружает невысокая ограда с изысканным изгибом. Рядом -- небольшая сторожка и дом священника.
Над центральным входом в неглубокой нише -- чудом сохранившееся рериховское мозаичное панно «Покрова Пресвятой Богородицы» (самая большая мозаика в Российской империи). Мозаика «Спас Нерукотворный» над входом в часовню не менее впечатляюща. На ее создание художника вдохновляли лучшие образцы древнерусской иконописи.
В фигуре, одежде Богородицы чувствуется влияние мозаик Софии и Михайловского собора. Рук ее не видно. Покров поддерживают архангелы, стоящие по бокам. В нарушение церковного канона архангелы стоят спиной и не смотрят на зрителей.
Лица двенадцати святых, длиннобородых, довольно схожих между собой, безучастны. Движением наполнены лишь люди в древнерусских одеждах, стоящие группами.
Внутри храм украшен изображениями огня, молота, стрел, проросшего зерна, змей, виноградных лоз, пластов вспаханной земли, ели, петуха и свастики (древнеиндийского символа вечного движения жизни). Каждый элемент -- полы, ступеньки, боярские скамейки -- украшены языческой славянской символикой.
Мы приехали в Пархомовку в день, когда община села праздновала столетие своей церкви. Солнечный день, служба, крестный ход и праздничный банкет в сельской школе. На лицах людей сияла спокойная гордость за свою «точку на карте».
Если юркнуть в небольшую дверь и вбежать по новеньким ступенькам на колокольню, можно понять, почему меценат Голубев выбрал это место для жизни и упокоения. Бескрайняя холмистая равнина, перемежаемая рощами, озерами, полями. «Красота спасает мир», -- часто повторял Николай Рерих, добавляя: «Красотой молимся -- красотой побеждаем».
ИСТОРИЯ И ВОЗРОЖДЕНИЕ
Одна из плит храма на старославянском гласит: «Сооружен в честь и память Покровы Пресвятой Богородицы и великого мученика Виктора в лето 1903 -- 1906». Прах вдохновителя храма Виктора Голубева покоится здесь же, в часовне, во дворе церкви. Память о хозяине здешних мест инженере Голубеве хранят еще и потому, что он был добрым и заботливым человеком. В селе собирали хорошие урожаи, садили сады, выводили породистых и рабочих лошадей. Семья Голубевых построила две школы, больницу, читальню, чайную. Помещик крестил пархомовских детей чуть ли не каждое воскресенье, а 5 рублей в подарок кумовьям равнялись стоимости коровы. Строительство началось в 1903 году. А через год Голубев скончался, будучи в Риме. Дело отца продолжили сыновья Виктор и Лев. Над проектом работал молодой талантливый петербуржец Покровский. А эскизы мозаик и фресок готовил Николай Рерих. Воплощены в жизнь только две его мозаики из 13 задуманных: «Покров Богоматери» и «Спас Нерукотворный», которые и ныне украшают храм. По задумке Рериха, фрески должны были воплощать гуманистическую идею мирового единства.
На освящении церкви, происходившем 24 августа 1907 года, собралось более 4 тыс. человек. И храм стал выполнять роль духовного центра Пархомовки.
В советское время церковь пытались сжечь, превращали в кинотеатр, зернохранилище и склад ядохимикатов.
Восстановлению церкви способствовал случай. О том, что мозаики отца сохранились, узнал Святослав Рерих и захотел посмотреть на них. По указанию Михаила Горбачева молниеносно началась реставрация, успели много, но, увы, не все. Неподалеку установили памятник Виктору Голубеву, который создал местный скульптор Иван Зорянко.
Надо сказать, что в наше время пархомовский храм не сразу приняли в лоно церкви, поскольку архитектурное решение не соответствует церковным канонам.
Белая Церковь
Город был основан в 1032 году киевским князем Ярославом Мудрым и назывался Юрьев (от православного имени Ярослава Мудрого — Юрий, данного ему при крещении). В 1240 году, во время монголо-татарского нашествия был уничтожен, от города осталась только руины церкви, около которой снова возродился город. С 1363 в составе Великого Княжества Литовского, с 1569 город перешёл к Польше. В 1651 здесь был подписан договор между Польшей и восставшими украинскими казаками под предводительством Богдана Хмельницкого. В конце XVI века город получил магдебургское право.
В 1712 году город снова возвращается в состав Польши. В 1774 году последний польский король Станислав Август передает город в дар коронному гетьману Франциску-Ксаверию Браницкому.
После второго раздела Польши в 1793 город стал частью Российской империи. В XIX веке Белая Церковь стала значимым уездным городом. Во времена Советского союза город был превращён в важный промышленный центр (машиностроение, строительная промышленность).
В течение Великой Отечественной войны город находился в окуппации 950 дней. За этот срок город был почти полностью уничтожен, население сократилось до 40 тысяч. Во время оккупации Белой Церкви в 1941 здесь были расстреляны еврейские дети.
Долгое время род Браницких пользовался особенным отношением к себе царицы Екатерины ІІ и зиму проводил в Петербурге, при царском дворе. Весной и летом Браницкие жили в своих украинских имениях. Любимым местом их нахождения была Белая Церковь. В 1784 году графиня Александра Васильевна получила это имение, приносящее 60 тысяч рублей прибыли в год от мужа в подарок.
Вероятно детство, проведенное среди невероятных красот парков Петродворца и Царского Села вдохновили Браницкую на создание чего-то подобного в своей резиденции. Как следствие, в 1788 году на западной окраине Белой Церкви началось строительство парка "Александрия".
В 90-х годах ХVІІІ столетия в город приехал известный французский архитектор-паркостроитель Мюффо, который и стал автором генерального плана парка. Основным стилем "Александрии" стал модный в то время английский, или ландшафтный.
На территории парка "Александрия" была построена резиденция рода Браницких и много других архитектурных сооружений: Царский павильон, в котором жили гости Браницких - члены царской семьи, Танцевальный павильон, колоннада "Луна", павильон "Ротонда", "Руины", "Китайский мостик" и др. Парк был украшен бронзовыми и мраморными скульптурами, вазами, декоративными композициями из больших глыб и искусственных земляных возвышений.
До середины XIX столетия "Александрия" стала одним из прекраснейших пейзажных парков Украины, которому были присущи элементы романтизма и сентиментализма. Из Северной Америки и Западной Европы в парк свозились различные экзотические растения. В глубоких балках были сооружены каскады прудов, наполненных чистой ключевой водой, водопады и фонтаны. С прудами связана интересная легенда о том, как Браницкие приказали засадить берега ядовитыми растениями, чтоб сохранить пруды от вылова рыбы, которым иногда промышляли крестьяне.
До 1861 года были устроены центральная и восточная части парка, но отмена крепостного права и невозможность использования дармового труда крепостных остановили дальнейшее его развитие.
Во время гражданской войны "Александрия" понесла ощутимые потери - была разрушена большая часть сооружений. Из парка вывезли много скульптур, большой вред причинили насаждениям. Еще один удар парк пережил во время Второй Мировой войны - многие деревья были повреждены, постройки пострадали еще больше.
В 1955 году в АН УССР началось создание проекта реставрации и развития парка. Проект предусматривал два этапа работ: первый - возобновление аллейно-дорожной сети и всех уцелевших архитектурных сооружений; второй - целостное художественное ландшафтное оформление территории парка.
Работы в парке велись постоянно до 90-х годов. Последнее десятилетие ХХ столетия в экономическом плане было очень тяжелым для "Александрии", но сейчас ситуация начала понемногу изменяться - возобновились реставрационные работы, начали появляться новые скульптурные композиции, вернулись лебеди.
Иван Мазепа родился рядом с Белой Церковью в родовом имении - селе Мазепинцы и считал этот край своей родиной. В 1703 году он поселился в белоцерковском замке и задумал сделать город своей собственностью. В белоцерковском замке гетман чувствовал себя в абсолютной безопасности. Именно тут он провел значительную часть своей жизни, нажил львиную долю своих капиталов и стал одним из самых богатых феодалов в Европе; тут казнил Кочубея и Искру и, возможно, именно тут вынашивал идеи о независимости Украины. По некоторым источникам в белоцерковском замке была найдена казна гетмана.
Иван Мазепа переправлял значительную часть доходов со своих 20 тысяч имений на строительство культовых сооружений. По всей Украине по его указам было возведено большое количество пышных церквей в стиле украинского барокко. В 1706 году строительство большой каменной церкви начал Мазепа на родине - в Белой Церкви. Кровавые события 1708 года и последующая передача города Польше так и оставили это сооружение недостроенным. До наших дней дожила только часть той церкви, которая имеет название Никольская.